Вверх Вниз

Под небом Олимпа: Апокалипсис

Объявление




ДЛЯ ГОСТЕЙ
Правила Сюжет игры Основные расы Покровители Внешности Нужны в игру Хотим видеть Готовые персонажи Шаблоны анкет
ЧТО? ГДЕ? КОГДА?
Греция, Афины. Февраль 2014 года. Постапокалипсис. Сверхъестественные способности.

ГОРОД VS СОПРОТИВЛЕНИЕ
7 : 21
ДЛЯ ИГРОКОВ
Поиск игроков Вопросы Система наград Квесты на артефакты Заказать графику Выяснение отношений Хвастограм Выдача драхм Магазин

НОВОСТИ ФОРУМА

КОМАНДА АМС

НА ОЛИМПИЙСКИХ ВОЛНАХ
Paolo Nutini - Iron Sky
от Аделаиды



ХОТИМ ВИДЕТЬ

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Под небом Олимпа: Апокалипсис » Елисейские поля » Древняя Греция


Древняя Греция

Сообщений 1 страница 5 из 5

1

СТОЛ ДРЕВНИХ ГРЕКОВ
Исторический обзор

Свернутый текст

Состав пищи древних обитателей Эллады зависел от экономического состояния страны, от плодородия земли, от уровня развития скотоводства.

По мере изменения общественной жизни, расширения связей с другими странами и ростом внешней торговли менялся характер и состав питания, появлялись новые блюда.

Как и в любой другой сфере жизни древних, в их питании существовали большие различия между отдельными городами-государствами и между людьми состоятельными и беднотой, которая по необходимости довольствовалась более чем скромной пищей.

С течением времени менялись и установленные обычаем часы трапез — ведь свободные граждане греческих полисов все больше занимались решением государственных дел, которые, как правило, задерживали их на агоре в предполуденную и полуденную пору.

В эпоху Гомера греки завтракали рано утром. Завтрак состоял из пшеничных или ячменных лепешек, смоченных вином, разбавленным водой. Около полудня наступало время обеда: к столу подавали мясные блюда, хлеб и вино. Последнюю, вечернюю трапезу составляли те же блюда, что и на обед, но меньшими порциями.

В более поздние века, когда свободный гражданин стал проводить большую часть времени на агоре, распорядок еды изменился. Завтрак, по-прежнему, был ранний, но теперь не возбранялось подавать чистое, не смешанное с водой вино.

Время обеда было перенесено на более поздние часы и даже на вечер, зато между завтраком и обедом можно было в любое время устроить еще одну трапезу — нечто вроде второго завтрака, причем мужчины часто закусывали прямо на месте, на агоре, когда выдавалась свободная от государственных дел минута.

Наконец, в эпоху эллинизма второй завтрак стал более торжественным и обильным и, поскольку граждане уже меньше уделяли внимания общественной деятельности, появилась возможность устраивать второй завтрак в строго определенное время.

Итак, основу утренней трапезы составляли лепешки. Отметим, что еще в VI веке до н. э., в эпоху Солона, хлеб считался роскошью. Его заменяла более доступная каша из какой-либо крупы или муки, обычно ячменная или пшеничная.

Хлеб пекли в домашних условиях. Профессиональные пекари, снабжавшие города свежим хлебом, появились в Афинах только в V веке до нашей эры. Муку изготовляли из ячменя, проса, пшеницы и полбы.

[Полба, или полбяная пшеница, — группа видов пшеницы с ломким колосом и пленчатым зерном. Отличается неприхотливостью, скороспелостью, устойчивостью к заболеваниям. Ценный исходный материал для селекции.]

Благодаря связям с другими, более искушенными в кулинарии народами, греки познакомились и переняли новые виды печеных изделий. Лучшими сортами хлеба древние греки считали финикийский, а также беотийский, фессалийский, хлеб из Каппадокии и с островов Лесбос, Кипр и Эгина.

Особые виды хлеба пеклись к праздничным пирам, например, при завершении сбора урожая или к определенным блюдам. Хлеб пекли из квашеного, дрожжевого теста или же без закваски. Употреблялся также диетический хлеб, выпекавшийся без добавления соли.

Другим основным продуктом питания эллинов было мясо. Говядиной и бараниной, мясом оленя или вепря лакомились герои Гомера, не чуждавшиеся и птицы. Тушу жарили на вертеле, безо всяких приправ, а затем делили на куски по числу гостей, отдавая лучшие наиболее отличившимся и достойнейшим.

Позднее мясной стол греков стал разнообразнее: они охотно поглощали колбасы или козьи желудки, начиненные кровью и жиром. Из овощей чаще всего употребляли лук, чеснок, салат, стручковые. Последние, то есть овощи, относились к основной пище бедняков.

Отредактировано Sophia Jane Bartlie (30.01.2012 22:28:51)

+1

2

   Дом в Древней Греции

Свернутый текст

Среди различных типов греческих жилых домов можно выделить несколько основных типов: пастадный, апсидальный, перистильный и мегаронный.

Апсидальный дом представляет собой в плане прямоугольник с закругленной в виде апсиды торцовой стеной. Встречается в раннем эллинском и доэллинском зодчестве (примерно до 4 в. до н.э.).
http://www.10pix.ru/img1/1519/6704172.jpg
Для греческого традиционного жилого дома характерна замкнутость: все помещения обращены к внутреннему дворику. Это так называемый пастаоный тип: жилые комнаты располагаются с одной (северной) стороны. Пастада - крытый проход - была открыта в сторону двора и имела перекрытие, поддерживаемое деревянными опорами. Двор был своеобразным световым колодцем, через который освещались все помещения. Если в доме был второй этаж, то там устраивали небольшие окна.

Дом делился на мужскую и женскую половину. Главным помещением была мужская комната - андрон, предназначенная для приема гостей и пиров - симпосиев. Другим важным центром была комната с очагом - средоточие домашней жизни - ойкос. С ней сообщалась ванная комната (ванна в виде керамического кресла была углублена в землю) с духовым отоплением: горячий воздух из топки проходил под полом по трубам. Тут же находились кладовые, мастерские. Спальни и женские комнаты - гинекеум - размещались обычно на втором этаже.

Помимо отопления, дом имел канализацию и водопровод.
http://www.10pix.ru/img1/3347/6704203.jpg
Дальнейшее развитие греческого дома сохраняет планировочный принцип - помещения по-прежнему группируются вокруг открытого дворика, но пастада заменяется перистилем - прямоугольным двором, окруженным колоннадой со всех сторон. В центре двора находился плоский бассейн, в который с крыш стекала вода. Возле бассейна были глубокие закрытые цистерны для хранения запасов воды. Иногда со стороны улицы в домах стали устраивать магазины и лавки, даже сдавали их в наем.

Мегарон - буквально означает большое здание, большой зал - тип здания, в том числе и жилища, сложившийся в эпоху эгейской культуры 3 и 2 вв. до н.э. Это прямоугольное (в плане) здание, состоящее из двух частей: зала и портика перед ним, огражденного с боков вынесенными вперед концами здания (антами).

Посередине зала находился очаг, крыша над ним имела отверстие. Залы могли быть разделены на части столбами.

В древней Греции мегарон стал характерным типом жилища. К этому типу принадлежал и царский дворец в Микенах, отличавшийся простотой. В центре дворца - парадное прямоугольное помещение (12 х 13 м) с очагом в середине - мегарон. Четыре колонны поддерживают крышу с отверстием для дыма. Вокруг мегарона располагались коридоры, кладовые, ванные и жилые комнаты.

Планировка мегарона могла быть применена и в обычном жилище. Это могло быть небольшое здание с двускатной крышей и входом по узкой стороне в виде портика с двумя колоннами. План домов был несимметричным, как уже говорилось, дом состоял из переднего помещения и зала с очагом. Тесаные камни стен штукатурили, перекрытия были деревянными.

В 11-9 вв. до н.э. фундаменты домов делали из грубого камня, стены - из кирпича-сырца, частично с деревянным каркасом. Вход в дом по-прежнему был двухколонным портиком. Крыша была двускатной с фронтонами на торцевых сторонах.

После распада державы Александра Македонского (последняя треть 4 в. до н.э.) появился тип богатого перестильного жилого дома с росписью по штукатурке.

Как уже говорилось, греческий жилой дом различался в зависимости от периода и богатства хозяина, но у него были и общие черты. Дом разделялся на две части: андрон - мужская половина, и гинекеум - женская половина. Вход в дом открывался в вестибюль, по обе стороны от него были подсобные помещения. Вестибюль вел к открытому двору (ауле), окруженном с трех сторон колоннами, в середине которого стояла статуя Зевса, покровителя дома.

В больших домах обычно был второй двор, целиком окруженный колоннами. По сторонам двора находились комнаты для еды, сна и каморки для рабов.

Андрон (от греческого андр - мужчина) - помещение для пиров, средняя часть пола несколько заглублялась и украшалась мозаикой. Повышенная часть предназначалась для лож, так как в те времена ели, возлежа на ложе, стульев еще не было (обычно лож было 9, по 2-3 человека на ложе), а в заглубленной устанавливались столики с угощением. Центр оставался свободным для танцовщиц.

Иногда в андроне был триклиний (от греческих слов treis и kline, означающих три и ложе). Три ложа окружали стол - трапедзу. Они имели высокие фигурные ножки и невысокое изголовье, часто украшенное головой лошади. Ложе покрывали коврами и подушками.

Обеденные столы, которые были ниже, чем клине, ставились перед участниками торжественного званого обеда - симпосиума. Самые почетные - среднее и правое ложа предназначались для гостей, на левом возлежали члены семьи. Предпочиталось нечетное число пирующих. Пищу брали руками. При смене блюд мыли руки. Напиваться считалось неприличным.
http://www.10pix.ru/img1/748378/6704220.jpg

Отредактировано Sophia Jane Bartlie (30.01.2012 22:29:14)

0

3

Греческое оружие

Свернутый текст

Древнейшее оружие первобытных обитателей Эллады было каменное. Шантр делит его на два главных типа: 1- остроконечное или с заостренным лезвием, и 2- топоры и молоты - составляющие собственно разновидности цельтов и делавшиеся из твердых камней: диорита, серпентина, яшмы, кварца и других. Ножи и наконечники изготовля­лись из обсидиана, добывавшегося исключительно на острове Милосе, так как кремень редко встречается в Греции.

Каменные топоры находимы были почти повсюду, особенно в Аттике, Пелопоннесе и Эвбеи; и они имеют обыкновенно яйцевидную форму, чем отличаются от подобных им Центральной Европы. Все они - неоли­тического периода, так как существование в Греции оружия в палеолитический период до сих пор не доказано. Искусство работать бронзу скоро достигло здесь высокого совершенства. Топоры, ножи, наконечни­ки копий, мечи - принадлежат к наиболее совершенным типам.

В топорах можно различить четыре вида: 1- простой клин, 2- топор с одним или 3- двумя лезвиями и 4- лопатообразный топор, у которого верхняя часть образуется двумя ушками. Замечательные раскопки Шлимана в Микенах и Тиринфе познако­мили с производством бронзовых изделий в то время, когда еще не вышло из употребления каменное оружие, несмотря на то, что умели уже с не меньшим искусством изготовлять драгоценных металлы. Впрочем, такое явление не представляет какого-либо исключения, так как и в передней Азии вместе с боевыми каменными топорами находят бронзо­вые доспехи; такое же смешанное вооружение было и в числе добычи, которую захватил фараон Тутмос 111 в одном из своих походов в эту страну. В героических усыпальницах, разверстых рукою Шлимана, зо­лотые маски и латы царских останков покоятся рядом с топорами из шлифованного диорита и бронзы.

Микенские мечи исключительной красоты и поражают своей рос­кошью. Некоторые из них сплошь золоченые, как клинок, так и рукоять; у других - в последней золотые гвозди, а вершина ее из алебастра. Ножны покрыты золотыми бляхами прекрасной работы: во всю длину деревянных накладок идет непрерывный ряд искусно сделанных золотых круж­ков. Форма соответствует этому изобилию роскоши: клинок узок и длинен (около одного метра) при ширине в 2 или 4 см. Клинки шпаг или узких мечей достигают 85 см и имеют обыкновенно по нескольку дол. Среднее ребро выдается значительной выпуклостью, так что это ору­жие, надо думать, подобно позднейшей рапире, употреблялось исклю­чительно для укола.

У коротких мечей с двумя лезвиями одно из них с зубцами, как у пилы, особенность, которую мы замечаем в ХVI веке у западноевропейского оружия для левой руки; у некоторых ножны сделаны из ткани. Ма­лые мечи не превышают 67 см длины; у них мас­сивная рукоять, оканчивающаяся кольцом, чтои составляет отличительную черту типа. Кольцо делалось, вероятно, с целью привешивать ору­жие, а не для того, чтобы удобнее держать его в руке. И теперь еще китайцы и тонкинцы упот­ребляют палаши с такой же рукоятью.

На одном трупе из микенских могил была на­дета кираса из цельного золота, состояла в двух выпуклостях на груди. другого подобного доспехам, кроме того, вся поверхность была украшена высту­пающими спиралями. Но эти кирасы исключительно погребальное воо­ружение, так как они были слишком тонки для боевого.

Наконечники копий такого же типа, как и в других странах Европы, равно как и бронзовые обоюдоострые топоры с трубкой, и о них мы будем говорить подробнее.

Ножи имели иногда костяную ручку, а кинжалы часто около 30 см длины были о двух клинках, хотя и спаянных по средней линии, но все черты лезвия оставались совершенно свободны. Подобного же типа саб­ли еще не так давно употреблялись турками.

Бронзовые наконечники стрел встречаются крайне редко, зато изо­билуют наконечники из обсидиана, и Шлиман вполне обосновано считал это доказательством глубокой древности открытых могил, так как в "Илиаде" упоминаются только бронзовые наконечники; действи­тельно, эти могилы должны быть крайне древни, так как Паросские мраморы свидетельствуют, что уже за 1432 года до Р .Хр., Т.е. за 248 лет до взятия Трои, греки знали употребление железа.

Но, по-видимому, герои этой знаменитой войны мало употребляли железное оружие; по крайней мере, его не было в числе различных металлов, послуживших для Ахиллесова щита. У Менелая был бронзо­вый топор с длинной рукоятью из хорошо полированного оливкового дерева; нагрудник Астеропея окаймлен оловом, поножи Ахиллеса также из "гибкого олова". Все это доказывает, что железо в это время не было еще во всеобщем употреблении. Гомер не оставляет нас в сомнении, что он отлично знал железо и сталь. Так, Аякс получает на игрищах в "Илиаде" железный диск; в "Одиссее" мы присутствуем при закаливании топора и т.д.

Греки сражались под Троей бронзовым оружием; это, вероятно, было оружие, подобное своими прекрасными формами оружию приозерных местностей Швейцарии. Греки вооружены были мечами, тогда как тро­янцы или совсем их не имеют, или имеют такие короткие, что их можно принять за ножи, так как клинок и рукоять не превышают 30 см.

Раскопки, предпринятые Шлиманом в Гиссарлике, воскресили много памятников троянской древности различной эпохи, из которых особенно много оружия во втором доисторическом городе гиссарликского холма. В его развалинах найдены наконечники 'копий, нож, бронзовые и камен­ные топоры, кинжалы с клинками о двух лезвиях и со стержнем, всажен­ным в деревянную рукоять. Шлемы, хотя и покрыты окисью и частью поломаны, но сохранились настолько, что можно еще различить их главнейшие части. Иногда рукояти кинжалов придавали причудливые формы. Так, у одного небольшого кинжала она сделана в виде бычьей головы с длинными рогами.

Щиты иногда имели вид плоского овала с неширокой выпуклой кай­мой, вьщающейся до 4 см и с бороздкой вокруг навершья высотой в 6 см. Диаметр такого щита 50 см. Отделка его напоминает медную оправу, украшавшую щит Аякса, сделанного из бычьей кожи. Щит Сарпедона, описанный Гомером, был из медных полос, наложенных на толстую бычью кожу, укрепленных с внутренней стороны длинными золотыми гвоздями. Единственную особенность троянского копья составляют зубчики, расположенные по обеим сторонам острия его. Возможно, что кремневые зубчатые копья. Скандинавии служили им прототипами, равно как и копья Лабионки на северо-западе Кавказа. В общем же, все рода брон­зового оружия, найденного в Трое, напоминают образцы, открытые в швейцарских озерах, в озере Бурже (Савоя) и в terra шагге Италии.

Топоры с двумя лезвиями прекрасны; они имеют длину в среднем 25 см и насаживаются на круглую рукоять. Все доказывает, что троянцы были искусными металлургами, так как сами изготавливали себе оружие и умели па­ять медь, чего не знали греки Ми­кен. Между тем, эти последние имеют на своих запястьях выгравированные изображения больших топоров с двумя лезвиями, столь характерные для троянцев и всей средней Азии, так как Ка­рийский Юпитер (Zeus Labrandeus) получил оттуда свое имя.

Греки, хотя и не замедлили восполь­зоваться железом для своего наступа­тельного оружия, но продолжали носить шлемы, щиты, кирасы и поножи

из бронзы. До римского владычеств пехотинец был с ног до головы покрыт блестящей бронзой, имеющей цвет красного золота. Его доспех состоит из шлема, лат, пояса, поножей и щита. .

Шлем всегда отличается прекрасной формой; самый употребительный для пехотинца - это шлем веотийский, снабженный наносником для защиты носа и двумя нижними чешуями, образующими щеки, которые почти соединяются спереди, так что видны одни глаза. Украшения этого шлема заключаются в маленьких жилках, идущих вдоль краев; заклепки укрепляли внутреннюю оправу.

Латы состоят из двух частей: нагрудника, предохраняющего грудь, и спины; по бокам они застегивались пуговицами или крючками. Изображенные на рисунке латы имеют слабые очерта­ния мышцевых выпуклостей туловища; у других эти разделения гораздо более явственны. Доспех этот был найден на юге Италии, в окрестностях Неаполя, где могилы так изобилуют древними памятниками.

Этрусское влияние здесь могущественнее, чем где-либо, так что трудно с точностью определить происхождение этих форм. В течение столетий этруски были главными производителями и купцами бронзовых орудий и оружия; их изделия расходятся по всей стране. В Ирландии, в Галльштадте встречаются образцы их производства; их зубчатые укра­шения покрывают галльское оружие, а галльские каски нередко не что иное, как копия этрусских.

Металлический пояс носился под латами, пристегиваясь к платью, и защищал бедра и живот. Металлические пластинки; его составлявшие накладывались на кожу, крепость которой усиливалась рядами гвоздей. Застежки, обыкновенно отличающиеся роскошью, покрыты позолотой и чеканкой. Греко-этрусские пояса, находимые в Италии, часто велико­лепны; некоторые для защиты нижней части живота имели род передни­ка из кожи или даже кольчуги из бронзы.

пооножи (книмиды) составляли защиту ног, точно принимая формы последних. Гибкие, выделывающиеся из од­ного куска, они плотно облегали ногу, засте­гиваясь сзади ремнями. Все они более или менее высоки и имеют часто украшения. Не­редко воин покрывает поножей только пра­вую ногу, менее защищенную щитом. Иногда на поножах нет и следов застежек, ни даже отверстий для укрепления внутрен­ней оправы; в таком случае они держатся на ноге исключительно благодаря своей гибко­сти и эластичности.

Щит имел круглую или овальную фор­му, достигая более метра в диаметре. Обык­новенно делаясь из какого-нибудь легкого дерева, например из ивы, он покрывался бычьей кожей, на которую для большей прочности накладывали металлические пластинки и волоски. Щиты греческих геро­ев были настолько велики, что закрывали всего человека.

Отредактировано Sophia Jane Bartlie (30.01.2012 22:28:06)

0

4

Общественные классы в Древней Греции
Греческое общество классической эпохи делилось на три основных класса: класс рабов, класс мелких свободных производителей и господствующий класс. Классы - это такие большие группы людей, которые различаются по их месту в системе общественного производства, по отношению к средствам производства, по роли в общественной организации труда, по способам получения и размерам имеющегося у них богатства, по характеру своего менталитета и образа жизни.

1. Рабы

Свернутый текст

Характеристика классического рабства. Для торгово-ремесленных полисов V-IV вв. до н. э. характерно внедрение рабства во многие сферы жизни и производства. Возрастает общее количество рабов. По приблизительным подсчетам (из-за отсутствия статистических материалов точные подсчеты невозможны), в Афинах общее количество рабов достигало одной трети всего населения. Преобладали рабы-мужины, занятые в производстве (среди рабов было мало стариков, детей, немного рабынь), так что значение рабов как категории самодеятельного населения в обществе и производстве было значительно выше, чем их арифметическая численность.

Широкое применение труд рабов находит в домашнем хозяйстве: размол зерна, приготовление пищи, изготовление одежды и обуви, их ремонт, не говоря о личных услугах. Рабы использовались выборными должностными лицами в качестве секретарей, курьеров, палачей, полицейских. В некоторых греческих полисах рабство активно внедрилось в сельское хозяйство, например на Хиосе, но в большей части торгово-ремесленных полисов рабы применялись главным образом в ремесленных мастерских, горном деле, обслуживании морских перевозок, строительстве. Таким образом, значительная часть рабов была сконцентрирована в городе.

Раб был собственностью господина, последнему принадлежали его рабочее время, его жизнь. Пользуясь бесконтрольной властью, хозяева могли морить своих рабов голодом, подвергать их любым наказаниям, вплоть до убийства. Но с другой стороны, купить раба, заплатить за него известную (и немалую) сумму денег, а затем убить его или уморить голодом было невыгодным для хозяйского кошелька. Чтобы раб мог нормально работать, нужно было его накормить, одеть. Господин должен был заботиться о своих рабах, так же как и о своем скоте, как о своих рабочих инструментах. В основе этих отношений лежали не какие-то абстрактные принципы гуманизма, а прямой интерес: ведь накормленный и здоровый работник приносил большую прибыль своему хозяину, чем голодный и больной человек. При скромном быте греков V-IV вв. до н. э. питание и одежда рабов и свободных людей не особенно сильно отличались друг от друга. Для того чтобы несколько ослабить противостояние рабов и их хозяев, в ряде греческих полисов, например в Афинах, запрещались в законодательном порядке беспричинное убийство рабов, изуверские истязания, поскольку считалось, что это наносит ущерб общественному спокойствию, да и самим владельцам.

2. Зависимые работники (не рабы)

Свернутый текст

Существовали и другие категории зависимых работников. В таких полисах, как Спарта, города Беотии, Фессалии, Аркадии и других, основными производителями в сельском хозяйстве были не рабы (их было очень немного), а работники иного социального и юридического статуса. В Спарте они назывались илотами, в ряде фессалийских городов пенестами, на Крите - войкеями, или кларотами, в Гераклее - мариандинами. Общественное положение этих категорий работников определялось тем, что они не считались собственностью отдельных лиц, имели хозяйство, семью и обрабатывали участки земли своими силами. Но вместе с тем эти работники находились в двойной зависимости - от государства и частных лиц, в пользу которых они должны были производить отчисления со своих доходов. Так, например, в Спарте каждый спартиат получал от государства участок земли (клер) с несколькими хозяйствами илотов. По сведениям Плутарха, на содержание спартиата поступало 70 медимнов, а на спартанку - 12 медимнов ячменя и определенное количество вина, масла, смокв, сыра и других продуктов. Илоты хозяйствовали на своих участках самостоятельно, спартиаты не вмешивались в процесс производства. Во время военных походов илоты сопровождали своих спартиатов, использовались в качестве слуг и в трудных ситуациях в качестве легковооруженных воинов. Илоты вели натуральное хозяйство, жили в сельских поселках обособленно. Их быт отличался от быта сельскохозяйственных рабов, занятых в поместьях. Отдельный спартиат - хозяин переданных под его власть илотов и членов их семей - не имел права наказывать, тем более убивать своих илотов. Но в Спарте само государство проводило против илотов так называемые криптии. Отряд спартиатов получал задание тайно совершить нападение на тот или иной поселок илотов и уничтожить наиболее сильных из них. Эти тайные убийства, санкционированные властью, так же как право распределения земельных участков с сидящими на них илотами, позволяют рассматривать спартанское государство как собственника илотов, закрепленных за земельными участками и предоставленных во владение спартиатов.

3. Господствующий класс (военная верхушка, богачи и аристократия)

Свернутый текст

Господствующий класс. Господствующий класс в греческих полисах отличался по своей структуре от господствующего класса древневосточных обществ. В странах Древнего Востока основные прослойки господствующего класса были тесно связаны с государственным аппаратом восточной деспотии ^придворная знать, бюрократический аппарат, многочисленное жречество, военная верхушка). В греческих полисах с республиканским устройством не было придворной знати, государственной бюрократии, выделенного из общества военного сословия, могущественного жречества. Господствующий класс в полисах состоял из частных собственников земельных владений, крупных мастерских, торговых кораблей, денежных сумм и владельцев рабов, которых можно было отдать в аренду другим лицам, получая за это прибыль.

Господствующий класс не был однородным, он делился на несколько социальных групп. Одну из групп составляли представители старинной земельной аристократии, хранившие родовые традиции. Они были слабо заинтересованы в быстром развитии ремесел, торговли, товарных отношений. Основные доходы они получали от земельной собственности и в политической жизни выступали как сторонники олигархических порядков, составляли оппозицию демократическим устремлениям основной массы гражданства. Однако эта численно небольшая прослойка имела высокий социальный престиж и политический авторитет. Ее представители, получившие хорошее воспитание и образование, располагавшие средствами, играли видную роль в общественной и политической жизни полисов, избирались высшими магистратами, часто возглавляли военные экспедиции. Часть земельной аристократии (наиболее яркий пример - афинянин Перикл) смогла преодолеть узкосословные, корыстные интересы своей группировки и, понимая историческую необходимость, переходила на сторону демократических элементов и верно служила основной массе гражданства.

Вторую группу составляла наиболее динамичная часть господствующего класса - собственники ремесленных мастерских, торговых кораблей, крупных денежных сумм, домов, рабских контингентов, товарных поместий, заинтересованные в быстром экономическом развитии общества, распространении культурных достижений, проведении активной внешней политики, внедрении демократических институтов. Ее политической программой была умеренная демократия. Внутри этой прослойки, в свою очередь, существовало деление на лиц, обладавших правами гражданства, и так называемых метеков. Свободные богатые люди, владевшие солидными состояниями иногда в несколько десятков талантов, но не имевшие права гражданства, принадлежали к сословию метеков, они имели ограниченную правоспособность, не могли приобретать земельную собственность, не участвовали в работе Народного собрания и избирались на должности. Естественно, это сковывало их экономическую и общественную активность, порождало известную напряженность в отношениях, создавало почву для трений в полисе.

Отредактировано Sophia Jane Bartlie (30.01.2012 22:43:51)

0

5

Театр и Дионисии

Свернутый текст

Древнегреческий театр генетически восходит к культовым обрядам глубокой древности (охота, земледелие, проводы зимы, заупокойный плач). При всей примитивности и простоте древних игровых обрядов в них уже можно заметить ростки будущего театрального действия - сочетания музыки, танца, песни, слова. Собственно греческий театр произошел от празднеств в честь Диониса, длившихся несколько дней и представлявших собой торжественные процессии, мистерии, а затем состязания драматургов, поэтов, хоров в специально построенном для этих целей здании. Театр играл большую роль в общественной и культурной жизни древнегреческого города. Эти дни объявлялись нерабочими и все население города обязано было прийти на праздник. В эпоху правления Перикла в Афинах малоимущим даже выделялись деньги на посещение театра.
Дионис (Вакх - второе название бога) в греческой мифологии земледельческий бог виноградарства и виноделия, сын Зевса и фиванской царевны Симелы, ставший одним из важнейших в пантеоне античных богов, символ умирающей и возрождающейся природы. Дионис принадлежал к типу страдающих богов, поэтому связанные с ним сказания и мифы давали богатый материал для воспроизведения их в живом действии. С 534 до н.э. - года включения культа Диониса в государственную религию, празднества (мистерии) Дионисии стали ежегодными.
В марте с приходом весны в течение трех дней разыгрывались Великие Дионисии, где показывались трагедии и сатировские драмы. В январе - Ленеи, когда ставились комедии и в декабре - сельские (малые) Дионисии, праздник пробы молодого вина, когда повторялись представления, показанные в марте. На главном празднике - Великих Дионисиях в марте, когда природа пробуждалась после зимы, разыгрывалось возвращение Диониса из восточной страны, куда он был послан на воспитание.
Спутниками Диониса были сатиры и силены, которых изображали в козлиных шкурах с конскими хвостами. Козел - непременный персонаж в мифологии Диониса. Трагедия по-гречески - песнь козлов (трагос и оде). Аналогично комедия производится от космос и оде - песнь о шествии бражников. В дальнейшем трагедия стала использовать не только сюжеты, связанные с Дионисом, но и сюжеты троянского и фиванского циклов. Хор сатиров заменил хор людей - появилась сатировская драма, новый жанр (создатель поэт Пратин, 6-5 вв. до н.э.). Так в древнегреческого театре образовались три жанра: трагедия, комедия, сатировская драма, которая служила заключительной частью трагедии - тетралогии.
В Афинах Великие Дионисии начинались торжественным выносом статуи Диониса из посвященного ему храма и шествием праздничной процессии вакханок, сатиров, менад, бассаридов с жезлами, увитыми плющом, в рощу Академа, известную тем, что в ней располагалась школа философа Платона. В ходе процессии участники шествия плясали, распевали дифирамбы и фаллические песни, осуществляя, таким образом, магию оплодотворения земли. Считают, что от дифирамбов произошла древнегреческая трагедия (известна с 6 в. до н.э.), от фаллических песен – комедия (известна с 5 в в. до н.э.). На следующий день процессия направлялась по улице Треножников к зданию театра на склоне холма Акрополя.
Древнегреческий театр располагался, как правило, на территории Акрополя – крепости, верхней укрепленной части города. До нас дошли древнейшие памятники античного театра в Афинах, в Помпеях, в Аммане (Иордания). Самый крупный театр 350–330 вв. до н.э сохранился в Эпидавре на Пелопонессе.
Устройство античного театра было следующим. Театр состоял из трех частей: орхестры (место действия хора, актеров, статистов) с алтарем Диониса посередине, театрона (зрительские места; первые ряды у орхестры предназначались для жрецов, должностных лиц государства и почетных граждан; женщинам и детям считалось неприличным присутствовать на представлениях комедий, т.к. в них часто допускались непристойные шутки), который располагался в виде спускавшегося к орхестре амфитеатра, и скены.
Скена – пристройка, место для бутафории, реквизита и переодевания актеров, примыкала к орхестре с противоположной от театрона стороны. Одна из сторон этой пристройки, обращенная к зрителям, служила декорацией, изображая здание с центральным и двумя боковыми выходами к орхестре (параскениями). То, что происходило за сценой, показывалось с помощью особой машины, которая выдвигалась из здания скены – эккилемы.
Крыши античный театр не имел, все действие происходило под открытым небом, и это сильно затрудняло слышимость голосов. Актерам необходимо было обладать сильным голосом, хотя в некоторых театрах применялись резонирующие урны. В греческом театре была и несложная техника: особые подъемные механизмы обеспечивали появление богов – вершителей судеб – и появление актеров из-под земли по т.н. Хароновой лестнице (Харон – перевозчик в страну мертвых), т.е. из подвала через люк в полу.
Первоначально главным действующим лицом был хор из 12 человек, при Софокле – из 15. В комедии хор состоял из 24 человек и делился на две части – полухории, он выражал точку зрения идеального зрителя. В партиях хора – парабазах – раскрывался смысл спектакля. Постепенно функция хора сокращалась за счет увеличения нагрузки актеров. Первоначально актерами были авторы-драматурги, потом стали появляться профессиональные актеры с выработанной техникой, индивидуальной манерой игры. Их называли Мастерами Диониса, и, поскольку организация спектаклей была частью государственного культа, эта профессия была почетной, ей могли заниматься свободные полноправные граждане. Актер на первые роли назывался протагонистом, двое других – девтерагонистом и тритагонистом. Протагонист являлся своего рода антрепренером, именно он приглашал двух других актеров. У Эсхила хор во главе с корифеем играл ведущую роль. Софокл сократил хоровые части и увеличил число актеров с одного до двух, большое значение приобрел диалог. Еврипид ввел третьего актера. Четвертый актер появлялся в исключительных случаях.
Все актеры были мужчинами. Поскольку героями спектаклей являлись мифологические персонажи, им старались придать огромный рост, что достигалось с помощью котурнов – сапог на высоких подметках, высокой шевелюры, толстых подкладок под одежду. На лица актеры надевали маски, которые могли передать только типическое выражение и производили впечатление полной неподвижности. В комедиях и сатировских драмах костюмы и маски должны были вызвать смех у зрителя, поэтому они отличались нарочитой уродливостью, подчеркнутостью отрицательных черт персонажа. Маски мужских персонажей всегда были темных цветов, женских – белых и светлых. Раздражительность обозначалась багровым цветом маски, хитрость – рыжим, болезненность – желтым и т.д. Функцией масок было донести смысл происходящего до зрителей дальних рядов.
Начиналось представление чествованием почетных граждан, затем приносили жертву Дионису, только потом начиналось собственно театральное действие, о чем возвещали звуки флейт. Текст пьесы всегда был стихотворным.
На Великих Дионисиях в марте в виде тетралогий трагедии с заключающим их сатировскими драмами распределялись на три дня, после них ставились комедии. Все театральные постановки с 508 до н.э. проводились в виде состязаний – агона. Комиссия во главе с архонтом выбирала победителя, венчала его венком из плюща и увековечивала его имя протоколом на мраморной плите – дидаскалиях. В основе оценок спектаклей – непосредственная реакция зрителей, чьи аплодисменты, свист или крики возмущения сопровождали действие (театральную прессу заменял обмен мнениями на рыночной площади и в цирюльне). Эсхил – отец древнегреческой трагедии, талант которого необычайно высоко ценился, в театральных состязаниях не избежал поражений, и по этой причине был вынужден переселиться из Афин в Сицилию. Софокл, считавшийся баловнем судьбы, одержал 24 полные победы. Меньше всего побед одержал Еврипид. Несмотря на это памятники в театре Диониса в Афинах поставлены всем троим.

В 4 веке до н. э. трагедия пришла в упадок, расцвет комедии, если можно так выразиться, так как тематика от общественной жизни ушла к частной, большей сатире и пошлости.

Отредактировано Wilhelm Johansson (31.01.2012 01:05:23)

0


Вы здесь » Под небом Олимпа: Апокалипсис » Елисейские поля » Древняя Греция


Рейтинг форумов | Создать форум бесплатно