Краткий экскурс по пантеону
Автор Chester Bennington
Под небом Олимпа: Апокалипсис |
ДЛЯ ГОСТЕЙ
Правила Сюжет игры Основные расы Покровители Внешности Нужны в игру Хотим видеть Готовые персонажи Шаблоны анкет |
ЧТО? ГДЕ? КОГДА?
Греция, Афины. Февраль 2014 года. Постапокалипсис. Сверхъестественные способности. ГОРОД VS СОПРОТИВЛЕНИЕ 7 : 21 |
ДЛЯ ИГРОКОВ
Поиск игроков Вопросы Система наград Квесты на артефакты Заказать графику Выяснение отношений Хвастограм Выдача драхм Магазин |
НОВОСТИ ФОРУМА |
||
КОМАНДА АМС |
НА ОЛИМПИЙСКИХ ВОЛНАХ
Paolo Nutini - Iron Sky от Аделаиды
|
ХОТИМ ВИДЕТЬ |
Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.
Вы здесь » Под небом Олимпа: Апокалипсис » Елисейские поля » Боги древней Греции
Краткий экскурс по пантеону
Автор Chester Bennington
Адрастея -
- "неизбежная" - в греческой мифологии богиня кары и возмездия, определяет судьбу душ и их круговорот как закон . Так как Адрастея - божество, которому поклонялись сначала во Фригии, а потом уже в Греции, ее иногда отождествляли с римской Кибелой. или нимфой Идой, воспитавшей Зевса, впоследствии — особенно у орфиков, Платона и поздних эпиков — с Немесидой. По Эсхилу, «мудрые поклоняются Адрастее», являющейся, как толкует словарь Гесихия (5 в. н. э.), богиней возмездия, т. е. Немесидой. Орфическая традиция видит в Адрастее воплощение «законов Зевса, Кроноса, божественных, надкосмических и внутрикосмических», указывая на связь Адрастеи с платоновским законом о судьбе душ. Платон признаёт «установление» или «закон» Адрастеи, понимая её как эпитет Немесиды и уподобляя её Дике. Адрастея устанавливает круговорот душ и тем самым смыкается у Платона не только с Немесидой, но и с Ананке и Дике.
Аид -
- Гадес (римский Плутон), греч. — сын Кроноса и Реи, брат Зевса, Посейдона и Деметры, властитель подземного царства, в которое никогда не проникают лучи солнца. Сюда через реку Ахеронт переправляет души умерших старый Харон. Здесь протекает также священная для людей и богов река Стикс и выходит из недр земли источник Лета, дающий забвение всему земному» Мрачные поля Аида заросли асфоделами, дикими тюльпанами, над ними носятся легкие тени умерших, чьи станы подобны тихому шелесту сухих листьев. Трехглавый свирепый пес Кербер, на шее которого с шипением шевелятся змеи, впускает сюда всех и не выпускает никого. Сюда не доходят ни радости, ни печали земной жизни. На золотом троне Аид и его жена Персефона. У трона сидят судьи Минос и Радамант, здесь же бог смерти — чернокрылый Танат с мечом в руках, рядом мрачные Керы, а прислуживают Аиду богини мщения Эринии. У трона Аида и прекрасный юный бог Гипнос, он держит в руках головки мака, а из рога льет снотворный напиток, от которого засыпают все, даже великий Зевс. Царство полно привидений и чудовищ, над которыми властвует Рекашатрехголовая и трехтелая богиня , в темные ночи она выбирается из Аида, бродит по дорогам, посылает ужасы и тяжкие сны тему кто-забывает призвать ее как помощницу против колдовства. Аид и его свита страшнее и могущественнее богов, живущих на Олимпе. Поэт Анакреон так пишет о царстве Аида:
Имя Аид - букв. «безвидный», «невидный», «ужасный»), в греческой мифологии бог - владыка царства мёртвых, а также само царство. Аид - олимпийское божество, хотя находится постоянно в своих подземных владениях. Аид царствует вместе с супругой Персефоной. (дочерью Зевса и Деметры), которую он похитил в то время, как она собирала на лугу цветы. Мать Персефоны Деметра, богиня плодородия земли, в горестных поисках дочери забыла о своих обязанностях, и землю охватил голод. После этого Зевс решил, что Персефона две трети года будет проводить на земле с матерью и одну треть - с Аидом. Гомер называет Аида «щедрым» и «гостеприимным», т. к. смертная участь не минует ни одного человека; А.- «богатый», именуется Плутоном (от греч. - богатство, откуда затем переосмысление бога богатства Плутоса), т. к. он владелец несметных человеческих душ и скрытых в земле сокровищ. Аид. - обладатель волшебного шлема, делающего его невидимым; этим шлемом в дальнейшем пользовались богиня Афина и герой Персей, добывая голову Горгоны. Свидетельством возросшей самостоятельности и дерзости героического поколения в эпоху классической олимпийской мифологии является поединок Аида и Геракла, в котором Геракл ранит Аида. Его исцеляет божественный врачеватель Пеон . Геракл похищает из царства мёртвых Аида пса - стража. Аид был обманут также хитрецом Сисифом, покинувшим однажды царство мёртвых. Орфей очаровал своим пением и игрой на лире Аида. и Персефону так, что они согласились возвратить на землю его жену Эвридику (но она вынуждена была сразу же вернуться назад, потому что счастливый Орфей нарушил договор с богами и взглянул на жену ещё до выхода из царства Аида.; .
В греческой мифологии олимпийского периода Аид является второстепенным божеством. Он выступает как ипостась Зевса, недаром Зевс именуется Хтонием - «подземным» (Hes. Орр. 405) и «спускающимся вниз». Аиду не приносят жертв, у него нет потомства и даже жену он добыл незаконным путём. Его побеждает Геракл, т. к. он второстепенное божество. Однако Аид внушает ужас
своей неотвратимостью. Напр., Ахилл готов быть скорее подёнщиком на земле у бедного крестьянина, чем царём среди мёртвых (Нот. Od. XI 489- 491). Поздняя античная литература (Лукиан) создала пародийно-гротескное представление об А. («Разговоры в царстве мёртвых», имеющие истоком, видимо, «Лягушек» Аристофана). Согласно Павсанию (VI 25, 2), Аид нигде не почитали, кроме Элиды, где раз в год открывался храм бога (подобно тому как люди только раз спускаются в царство мёртвых), куда разрешалось входить только священнослужителям.
Алкионей -
- в греческой мифологии - один из гигантов, сын Геи и Урана. Однажды он угнал былов Гелиоса, за что получил имя Волопаса. Алкионей был так могуч, что мог в один раз уничтожить двенадцать колесниц и две дюжины воинов, но и против него нашлась сила. Это был Геракл. Во время гигантомахии Геракл вступил в бой с Алкионеем, обсыпал стрелами, но не могли они уязвить гиганта, так как он был бессмертен, пока сражался на своей родной земле. Только вытеснив его с полуострова Паллены по совету Афины, Геракл одолел Алкионея.
Алфей -
- в греческой мифологии бог одноимённой реки в Пелопоннесе, сын титанов Океана и Тефиды. Известен любовью к спутнице Артемиды, нимфе Аретусе (или к самой Артемиде), которую он преследовал, приняв образ охотника, вплоть до острова Ортигия (вблизи Сицилии). Взмолившаяся о помощи Аретуса была превращена Артемидой в источник, и влюблённый Алфей соединил с ним свои воды. По другой версии, Алфей — охотник, влюблённый в охотницу Аретусу, которая, переселившись на остров Ортигия, была превращена в источник; после этого Алфей превратился в реку. Очевиден местный этиологический характер мифа, связанного с поверьем, что остров Ортигия вблизи Сиракуз соединён под землёй с рекой Алфей.
Амалтея -
- в греческой мифологии - божественная коза, вскормившая своим молоком младенца Зевса, которого его мать Рея укрывала от своего мужа, кровожадного Крона на острове Крит. Когда Зевс стал главой олимпийце, он взял козу на небо, и она стала звездой Капеллой, что означает "коза", в созвездии Возничего. Случайно сломанный рог козы Зевс сделал рогом изобилия. Тот, кто держал его в руках, мог получить все, что он хотел. Шкурой козы Зевс обтянул свой щит, который стал эгидой в борьбе с титанами.
По другой версии, Амалфея была не козой, а нимфой.
Амфитрита -
- в греческой мифологии - богиня моря, дочь Нерея и Дориды , вещего старца, который живет в море. Бог морей Посейдон увидел однажды, как Амфитрита водила хоровод со своими сестрами нереидами на берегу острова Наксоса. Пленился брат громофержца Зевса прекрасной Амфитритой и хотел увезти ее на своей колеснице. Но Амфитрита укрылась от него у титана Атланта. Долго еще носился бы Посейдон по морю на своих конях, если бы не дельфин, который показал богу убежище нереиды; пришлось ей выйти замуж за Посейдона и жить в чудесном дворце в глубинах моря; а дельфин за оказанную услугу оказался в числе небесных созвездий. Изображалась Амфитрита мчащейся по морю на колеснице в сопровождении других нереид и тритонов. Почиталась вместе с Посейдоном (у Гомера Амфитрита ни разу не упоминается в сочетании с другим божеством). Культ Амфитриты, вероятно, догреческого происхождения, подобно культу Фетиды и других морских женских божеств.
АПОЛЛОН -
— один из главных и древнейших греческих богов, первоначально считался охранителем стад, позже он стал богом света, покровителем переселенцев, а затем предсказателем будущего и богом поэзии, музыки и всех искусств. Аполлон родился на острове Делос, куда его мать Латона (Лето) попала случайно, гонимая богиней Герои за то, что осмелилась полюбить мужа Геры, громовержца Зевса. Когда родился златокудрый Аполлон, угрюмые скалы острова Делос преобразились, природа ликовала, потоки яркого света залили скалы, долину и море. Юный Аполлон понесся по небу с кифарой в руках, с серебряным луком за плечами. Те, кто пел гимн в его честь, от имени Аполлона учили смертных: «познай самого себя», «избегай излишеств», «лучшее — мера». Аполлон охотнее прибегал к кифаре, чем к луку. Но иногда приходилось применять и лук, так покарал он не в меру возгордившуюся Ниобею, но самым страшным был его суд над грозным Пифоном, который преследовал его мать еще до его рождения. Пифон — порождение мрака, обосновался в глубоком и темном ущелье недалеко от Дельф. Когда он выползал из ущелья, все живое трепетало от страха. Когда Аполлон приблизился к Пифону, его тело, покрытое чешуей, извивалось, открытая пасть уже готова была поглотить храбреца, но тут зазвенела тетива серебряного лука и множество золотых стрел пронзили могучее тело Пифона.
Аполлон отпраздновал победу над чудовищем, основав в Дельфах святилище и оракул, чтобы прорицать волю отца своего Зевса, а в честь самого Аполлона был построен первый в Греции храм по проекту самого Аполлона: чудесные пчелы принесли слепленный из воска образец и он долго витал в воздухе, пока люди не поняли замысел: основную красоту должны были создавать стройные колонны с прекрасными капителями в коринфском стиле. Тысячи людей со всех концов Древней Греции стекались в Дельфы , к подножию горы Парнас, месту обитания Аполлона и муз, чтобы спросить бога о своем будущем и будущем городов-государств, расположенных в Элладе. Жрица, пифия, так она называлась по имени змея Пифона, останки которого тлели в ущелье, вступала во внутреннюю часть храма Аполлона, она садилась на треножник и впадала в забытье от паров газа, который вырывался из расщелины скалы, находившейся под храмом. Жрец подходил к затвору, за которым находилась пифия, и передавал вопрос очередного паломника. Слова едва доносились до ее сознания. Она отвечала отрывистыми, бессвязными фразами. Жрец слушал их, записывал, придавая им связность и объявлял вопрошавшему.
Кроме оракула греков привлекали светлые и радостные службы богу. Огромное количество гимнов слагали и исполняли кифареды (играющие на кифаре) и хоры мальчиков и юношей. Вокруг храма произрастала красивая лавровая роща, которая нравилась паломникам. Лавровым венком был украшен Аполлон и те греки, которые побеждали в исполнении гимнов и в олимпийских играх, ведь в лавр превратилась прекрасная Дафна, которую полюбил Аполлон. Его прославляли и собственные знаменитые дети: Асклепий — искусством врачевания и Орфей— замечательным пением. На острове Делос, родине Аполлона, один раз в четыре года устраивали празднества, в которых участвовали представители всех городов Эллады. Во время этих празднеств не разрешались войны и казни. Аполлону воздавали
почести не только греки, но и римляне. В Риме был выстроен храм его имени и были учреждены гимнастические и артистические состязания, вековые игры, проводившиеся в Риме раз в 100 лет, которые длились 3 дня и 3 ночи. Гомер написал прекрасный гимн Аполлону:
Феб! Воспевает и лебедь тебя под плескание крыльев,
С водоворотов Пенейских взлетая на берег высокий.
Также и сладкоречивый певец с многозвучною лирой
Первым всегда и последним тебя воспевает, владыка.
Радуйся много! Да склонит тебя моя песня на милость!
Аргос
— стоокий великан, олицетворение звездного неба, сын Геи. Богиня Гера заставила его стеречь Ио, возлюбленную своего мужа Зевса, превращенную им в корову, чтобы уберечь от гнева ревнивой жены. Но это не помогло. Гера притворилась, что ни о чем не догадывается, и выпросила у Зевса корову. И вот теперь Аргос добросовестно исполнял свой долг; только два глаза у него одновременно закрывались, другие были открыты и зорко следили за Ио. Она страдала, и Зевсу было очень ее жаль. Он попросил своего еына Гермеса похитить Ио. Примчался Гермес на вершину горы, где Аргос стерег божественную корову, стал разговаривать с Аргосом и усыпил его своими разговорами. Когда все сто глаз Аргоса закрылись, Гермес внезапно выхватил меч и отсек стоокую голову уснувшего великана. А Гера перенесла его глаза на оперение павлина.
Арес
— бог войны, нелюбимый сын Зевса и Геры. (в риме Марс) Боги Олимпа не любят Ареса за дикость и кровожадность, за его любовь к грохоту оружия, стонам раненых. Но стихия Ареса — носиться с мечем и огромным щитом среди сражающихся воинов и торжествовать, когда видит хлынувшую из их ран кровь. Разит он всех подряд, никого не жалея. Иногда Аресу приходится покориться воинственной дочери Зевса Афине-Палладе, которая берет над ним верх, благодаря мудрости и сознанию своей силы. Бывали случаи, что и смертному удавалось победить Ареса, если ему помогали боги. Сама Афина направила удар Диомеда, который ранил бога войны своим мощным копьем в битве у стен Трои. Страшно - закричая от боли Арес, как будто десять тысяч воинов разом вскрикнули в ярости и гневе. Вздрогнули в ужасе греки и трояицы. Арес, окутанный -мрачным облаком, в крови и с проклятиями бросился за помощью к Зевсу, но тот не захотел помочь сыну, не будь Арес его сыном, он давно сбросил бы его в Тартар. Однако славу Аресу приносит не только его неукротимый нрав, но и прекраснейшая из богинь, его незаконная жена Афродита, которая родила ему сына Эрота, а также Деймоса, Фобоса и дочь Гармонию.
Древние хтонические черты Ареса отразились в мифе о порождении им вместе с одной из эриний фиванского дракона, убитого Кадмом. Даже в детях Ареса — героях проявляются черты необузданности, дикости и жестокости Спутницами Ареса были богиня раздора Эрида и кровожадная Энио. Его кони (дети Борея и одной из эриний) носили имена: Блеск, Пламя, Шум, Ужас; его атрибуты — копьё, горящий факел, собаки, коршун. Само его рождение мыслилось вначале чисто хтонически: Гера породила Ареса без участия Зевса
Артемида
— всегда юная дева, сестра-близнец Аполлона, Артемида родилась на острове Делос, дочь Лето (Латаны) и Зевса. Она очень любила мать и брата, заботилась обо всем, что растет в лесу и в поле, а также о диких животных. Она любила охотиться и вечно носилась по лесам и полям с колчаном стрел и копьем в сопровождении любимой лани. Артемида ходила в короткой одежде охотницы, очень метко стреляла.
Ее сопровождали нимфы и свора собак. Любила Артемида не только охоту, но и уединение, прохладные гроты, увитые зеленью, и горе тому смертному, кто нарушит ее покой. Юный охотник Актеон был превращен в оленя только за то, что осмелился взглянуть на прекрасную Артемиду. Устав от охоты, она
несется к брату Аполлону в Дельфы и там водит хороводы с нимфами, и музами. В хороводе она прекраснее всех и выше всех на целую голову. Как сестра бога света она часто отождествляется с лунным светом и с богиней Селеной. В честь нее был построен знаменитый храм в Эфесе. Люди приходили в этот храм, чтобы получить от Артемиды благословение на счастливый брак и рождение ребенка. Считали также, что она вызывает рост трав, цветов и деревьев. Гомер посвятил Артемиде гимн:
Песня моя к златострельной и любящей шум
Артемиде, Деве достойной, оленей гоняющей, стрелолюбивой,
Одноутробной сестре златолирного Феба-владыки.
Тешась охотой, она на вершинах, открытых для ветра,
И иа тенистых отрогах свой лук всезлатой .напрягает,
Стрелы в зверей посылая стенящие. В страхе трепещут
Главы высокие гор. Густотенные чащи тесные
Стонут ужасно от рева зверей. Содрогается суша
И многорыбное море. Она же с бестрепетным сердцем
Племя зверей избивает, туда и сюда обращаясь.
После того, как натешится сердцем охотница-дева,
Лук свой красиво согнутый она наконец ослабляет
И направляется к дому великому милого брата
Феба, царя-дальновержца, в богатой округе дельфийской...
Ата (Ате)
— дочь Зевса, олицетворяет помрачение ума, затуманенный рассудок. Она очень навредила отцу при рождении Геракла. Не отдавая отчета в своих словах, Зевс заявил, что родившийся в данный момент ребенок получит власть над всеми людьми. Ревнивая Гера взяла с Зевса клятву, что так и будет, потом задержала роды Алкмены., ожидавшей с минуты на минуту появления младенца и в этот момент родилсяЭврисфей, опередив Геракла. Рассвирепевший Зевс сбросил Ату с неба, и с тех пор ее злые чары распространяются на людей. Гомер изображает Ату быстрой на ноги, могучей, приносящей вред людям.
Вот что об этом пишет Гомер в «Илиаде». У переводчика поэмы Н. И. Гнедича она названа Обидой:
...Богиня могучая все совершила.
Дщерь громовержца Обида, которая всех ослепляет,
Страшная, нежны стопы у нее: не касается ими
Праха земного; она по главм человеческим ходит,
Смертных язв; а иного и в сети легко уловляет.
Древле она ослепила и Зевса, который превыше
Всех земнородных и всех небожителей...
Атропос. греч. -
дочь Зевса и Фемиды, мойра, богиня человеческой участи, перерезающая ножницами нить жизни, которую ее сестра Клото прядет, а другая сестра Лахесис тянет через все превратности судьбы.
Афина, греч. (у римлян Минерва)
- дочь Зевса, родившаяся необычным способом. Зевс сошелся с дочерью Океана Метидой; когда она оказалась беременной, Зевс поглотил ее, так как она предрекла, что после дочери родит сына, который станет властителем неба. Но Зевс сам был таким властителем и потому совершил это. Через некоторое время Зевс почувствовал страшную боль в голове и, чтобы избавиться от нее, приказал Гефесту ударить топором по его голове. Гефест повиновался. Он рассек голову громовержца, и оттуда вышла Афина в полной одежде воина с копьем в руке- и железным
шлемом на голове. Прекрасная и величественная, она стояла перед изумленным Зевсом, глаза ее светились мудростью.
Стала Афина защитницей городов, стен и крепостей, один город был назван в ее честь — Афины. Она дала людям знания и ремесла, многие искусства (изобрела флейту и научила людей играть на ней) научила их делать колесницы и кроить корабли, обучала девушек рукоделию и ткачеству. Она покровительствовала только справедливым войнам, даровала людям законы, учредила государство, ареопаг. Ее прозвище Паллада происходит от побежденного ею гиганта Палланта. В Троянской войне она сражается на стороне греков; покровительствует знаменитым героям Греции: аргонавтам, Гераклу, Одиссею, Ахиллу, Персею. Когда Персей победил горгону Медузу, ее голову он подарил Афине, и та украсила ею свой щит — эгиду. В главном святилище Афин, Парфеноне, находилась огромная статуя покровительницы города, покрытая слоновой костью и золотом, в этом же храме жила огромная священная змея, принадлежавшая Афине. Другая статуя находилась перед входом в Парфенон. Когда мореходы приближались к Афинам, блеск копья этой статуи был виден издалека. Афина имела священное дерево — оливу, когда устраивались в ее честь праздники (панрфинеи), победителям состязаний подавали амфоры с оливковым маслом. Обычай награждать победителей кубками существует и по сей день. Кроме священного дерева и священной змеи Афина имела еще священное животное — сову. Сова является символом мудрости, как и сама богиня Афина. Гомер посвятил Афине такой гимн:
Славить Палладу-Афину, оплот городов, начинаю,
Страшную. Любит она, как и Арес, военное дело,
Яростный воинов крик, городов разрушенье и войны.
Ею хранится народ, на сраженье ль идёт, из сраженья ль.
Славься, богиня! Пошли благо действие нам и удачу!
в греческой мифологии Афина богиня мудрости и справедливой войны. Догреческое происхождение образа Афины не позволяет раскрыть этимологию имени богини, исходя из данных только греческого языка. Миф о рождении Афины от Зевса и Метиды («мудрости», греч. metis, «мысль», «размышление») позднего происхождения - периода оформления классической олимпийской мифологии. Зевс, зная от Геи и Урана о том, что его сын от Метиды лишит его власти, проглотил свою беременную супругу и затем при помощи Гефеста (или Прометея), расколовшего ему голову топором, сам произвёл на свет Афину, которая появилась из его головы в полном боевом вооружении и с воинственным кличем. Поскольку это событие произошло будто бы у озера (или реки) Тритон в Ливии, Афина получила прозвище Тритониды или Тритогенеи. Рождение Афины изображено в этом мифе с позиций героической мифологии периода патриархата, в которой особенно выделялось мужское организующее начало. Афина является как бы непосредственным продолжением Зевса, исполнительницей его замыслов и воли. Она - мысль Зевса, осуществлённая в действии. Постепенно материнство Метиды принимает всё более отвлечённый и даже символический характер, так что Афина считается порождением одного Зевса и принимает на себя функции божества мудрости, так же как Зевс воспринял их от Метиды.
Афина - одна из главнейших фигур не только олимпийской мифологии, по своей значимости она равна Зевсу и иногда даже превосходит его, коренясь в древнейшем периоде развития греческой мифологии - матриархате. Силой и мудростью она равна Зевсу . Ей воздаются почести вслед за Зевсом и место её - ближайшее к Зевсу Наряду с новыми функциями богини военной мощи, Афина сохранила свою матриархальную независимость, проявлявшуюся в понимании её как девы и защитницы целомудрия. На древнее зооморфическое прошлое богини указывают её атрибуты - змея и сова. Гомер называет Афину «совоокой» - «пестровидной змеей». Афина -покровительница змей ; в храме в Афинах, по сообщению Геродота, обитала огромная змея - страж акрополя, посвящённая богине. Истоки мудрости А. в её хтоническом прошлом восходят к образу богини со змеями крито-микенского периода. Сова и змея охраняли дворец Минотавра на Крите, и изображение богини со щитом микенского времени - прообраз олимпийской А. Среди непременных атрибутов Афины- эгида - щит из козьей шкуры с головой змеевласой Медузы, который обладает огромной магической силой, устрашает богов и людей (Hom. Il. II 446- 449).
Многочисленны сведения о космических чертах образа А. Её рождение сопровождается золотым дождём (Pind. 01. VII 62-70), она хранит молнии Зевса (Aeschyl. Eum. 827). Её изображение, т. н. палладий, упало с неба (отсюда А. Паллада). По Геродоту (IV 180), А.- дочь Посейдона и нимфы Тритониды. Отождествлялась Афина с дочерьми Кекропа - Пандросой («всевлажной») и Аглаврой («cветовоздушной»), или Агравлой («полебороздной»). Священным деревом А. была маслина. Маслины А. считались «деревьями судьбы» (Plin. Nat. hist. XVI 199), и сама А. мыслилась как судьба и Великая богиня-мать, которая известна в архаической мифологии как родительница и губительница всего живого (ср. рассуждение Апулея о Минерве кекропической и её ипостасях, Met. XI 5).
Мощная, страшная, совоокая богиня архаики, обладательница эгиды, А. в период героической мифологии направляет свою силу на борьбу с титанами (Hyg. Fab. 150) и гигантами. Вместе с Гераклом А. убивает одного из гигантов, на другого она наваливает остров Сицилия, с третьего сдирает кожу и покрывает ею своё тело во время сражения (Apollod. I 6, 1-2). Она - убийца горгоны Медузы и носит имя «горгоноубийцы» (Eur. Ion. 989-991, 1476). А. требует к себе священной почтительности, ни один смертный не может её увидеть. Известен миф о том, как она лишила зрения юного Тиресия (сына своей любимицы Харикло), когда тот случайно увидел её омовение. Лишив юношу зрения, Афина вместе с тем наделила его пророческим даром (Apollod. Ill 6, 7; Callim. Hymn. V 75-84). Велик был ее гнев на Арахну, посмевшую поставить под сомнение благочестие богов. Классическая А. наделена идейно-организующими функциями: она покровительствует героям, защищает общественный порядок и т. п. Она ставит на царство Кадма, помогает Данаю и его дочерям, а также потомку Даная Персею, убившему Медузу (Apollod. II 4, 2; Ovid. Met. IV 82 след.). Зевс послал А. на помощь Гераклу, и тот вывел из Эреба пса бога Аида (Hom. II. VIII 362-369). Богиня покровительствует Тидею и его сыну Диомеду, которых она хотела сделать бессмертными, но отказалась от этого замысла, увидев дикую жестокость Тидея (Apollod. Ill 6, 8). Любимцем А. был Одиссей, умный и смелый герой. В поэмах Гомера (особенно «Одиссее») ни одно мало-мальски важное событие не обходится без вмешательства А. Она - главная защитница греков-ахейцев и постоянный враг троянцев, хотя культ её существовал и в Трое (Hom. II. VI 311). А.- защитница греческих городов (Афин, Аргоса, Мегары, Спарты и др.), носящая имя «градозащитницы» (Hom. II. VI 305).
Огромная статуя Афины Промахос («передовой боец») с копьём, сияющим на солнце, украшала акрополь в Афинах, где богине были посвящены храмы Эрехтейон и Парфенон. Главные эпитеты А., наделённой гражданскими функциями,- Полиада («городская») и Полиухос («градодержица»). Памятником прославления мудрой правительницы Афинского государства, учредительницы ареопага, является трагедия Эсхила «Евмениды».
А. всегда рассматривается в контексте художественного ремесла, искусства, мастерства. Она помогает гончарам (Hom. Epigr. 14), ткачихам (Hom. Od. VII 109-110), рукодельницам (Paus. X 30, 1), строителю корабля аргонавтов (Apoll. Rhod. I 551), вообще рабочему люду (Hes. Opp. 429-431) и называется Эрганой («работницей») (Soph. frg. 760), покровительницей ремесленников (Plat. Legg. XI 920d). А. помогла Прометею украсть огонь из кузни Гефеста (Myth. Vat. I 1; II 63-64). Её собственные изделия - подлинные произведения искусства, как, например, плащ, вытканный для героя Ясона (Apoll. Rhod. I 721-768). А. приписывается изобретение флейты и обучение игре на ней Аполлона (Plut. De mus. 14). Одного её прикосновения достаточно, чтобы сделать человека прекрасным (Одиссея она возвысила станом, наделила кудрявыми волосами, облекла силой и привлекательностью; Hom. Od. VI 229-237; XXIII 156-159). Она наделила Пенелопу накануне встречи супругов удивительной красотой (XVIII 187-197).
Афина - богиня мудрости, Демокрит считал её «разумностью» (phron?sis, В 2 Diels). Мудрость А. иная, чем мудрость Гефеста и Прометея, для неё характерна мудрость в государственных делах (Plat. Prot. 321d). Для поздней античности А. явилась принципом неделимости космического Ума (Plot. VI 5, 7) и символом всеобъемлющей мировой мудрости (Procl. Hymn. VII), тем самым её качества резко противопоставляются буйству и экстазу Диониса. Как законодательница и покровительница афинской государственности почиталась Афина- Фратрия («братская»), Булайя («советная»), Сотейра («спасительница»), Пронойя («провидящая»).
Хотя культ Афины был распространён по всей материковой и островной Греции (Аркадия, Арголида, Коринф, Сикион, Фессалия, Беотия, Крит, Родос), особенно почиталась А. в Аттике, в Афинах (название города Афины греки связывали с именем богини - покровительницы города). Ей были посвящены земледельческие праздники: прохаристерии (в связи с прорастанием хлеба), плинтерии (начало жатвы), аррефории (дарование росы для посевов), каллинтерии (созревание плодов), скирофории (отвращение засухи). Во время этих празднеств происходило омовение статуи Афины, юноши приносили клятву гражданского служения богине. Всеобщий характер носил праздник великих панафиней - апофеоз А.-государственной мудрости. Основателем панафиней считался Эрихтоний, преобразователем - Тесей. Ежегодные панафинеи устраивал Солон, великие установил Писистрат. Перикл ввёл состязания в пении, игре на кифаре и флейте. На панафинеях приносились жертвы А. и происходила передача пеплоса богини, на котором изображались её подвиги в гигантомахии.
В Риме А. отождествлялась с Минервой. Римским празднествам Минервы посвящены два больших отрывка из «Фаст» Овидия (III 809-850; VI 647-710). На протяжении всей античности А. остаётся свидетельством организующей и направляющей силы разума, который упорядочивает космическую и общественную жизнь, прославляя строгие устои государства, основанного на демократическом законодательстве.
Афродита, греч.
— богиня любви и красоты, дочь Зевса и океаниды Дионы (по одной версии), или появилась из Пены морской, которая, в свою
очередь, образовалась из крови Урана, когда дети этого могущественного бога ранили своего отца. Ее называли Киприда, так как появилась она из моря вблизи острова Кипр, на этом острове в городе Пафос сооружен храм в ее честь, который имеет общегреческое значение (отсюда Пафосская богиня). Другим центром поклонения был остров Кифера (поэтому ее иногда называют Киферея). Афродита — символ вечной весны и жизни. Она всегда окружена розами, фиалками, нарциссами, лилиями, в сопровождении харит, гор (ор) и нимф. Любовной власти Афродиты подчинены боги и люди. Ее сын Эрот с
колчаном стрел летает, поражая золотой стрелой сердце бога или смертного, каждого, на кого укажет богиня любви. Не подвластны Афродите только девы Афина и Артемида, а также богиня домашнего очага Гестия. Афродиту отождествляли с Астартой (Иштар), Исидой, поэтому так же, как и они, Афродита появляется в сопровождении львов, волков, медведей, усмиренных ею. Иногда ее сравнивали с Кибелой. Но Афродита, живущая на Олимпе, более мягкая, кокетливая и игривая, чем Кибела. Горы (оры) украшают ее драгоценностями, она носит чудесный пояс, в котором скрыта тайна ее обаяния, а оно велико до такой степени, что все боги хотят на ней жениться. Но законным ее супругом становится Гефест, самый искусный мастер и самый некрасивый из богов. Хромоногий Гефест вечно трудится в своей кузнице, а Афродита развлекается с гостями, иногда изменяет мужу (в незаконном браке с Аресом, от которого родит Эрота, Гармонию и других детей). Афродита покровительствует многим смерным во всех делах, касающихся любви: Елене, Парису, Диомеду, в Троянской войне держит сторону троянцев. Но она карает того, кто отвергает любовь (принесла смерть, Нарциссу и др.), В V в. до я. э. греки начинают различать Афродиту Уранию («небесную») как "одухотворенную любовь" и Афродиту Пандемос («всенародную»), простую и доступную всем. В Риме Афродита почиталась под именем, Венеры, как мать легендарного героя Энея, Мы приводим гимн Гомера и стих Гесиода об Афродите:
Кипророждённую буду я петь Киферею. Дарами
Нежными смертных она одаряет. Не сходит улыбка
С милого лика её. И прелестен цветок на богине.
Над Саламином прекрасным царящая с Кипром обширным,
Песню, богиня, прими и зажги её страстью горячей!
Ныне ж, тебя поминув, я к песне другой приступаю.
... Афродитой
«Пенорожденной», еще «Кифереей» прекрасновенчанной
Боги и люди зовут, потому что к Киферам пристала.
«Кипророжденной» — что в Кипре, омытом волнами, родилась.
Ахелой, греч.
— речной бог, сын Океана и Тефиды. Он сватался к Деянире в одно время с Гераклом, но Деянира его отвергла, так как испугалась того, что он может превращаться а кого .захочет, например в змею. Отвергяугьйй Ахелой накинулся на Геракла, превратившись в огромного
быка. Но могучий Геракл сломал ему рог, который наяды, наполнили цветами и плодами и сделали рогом изобилия. По другой версии, Ахелой обменял свой рог на рог священной козы Амалфеи, ставший рогом изобилия. Ахелой утешился с музойМельпоменой, от которой родились сладкоголосые сирены. Это они пели так, что моряки кидались с кораблей в морскую пучину, только Орфею и Одиссею удалось избежать такой участи. Так как, Ахелой —бог источников, его изображают в виде бородатого старика с открытым ртом, из которого льется вода.
Борей, греч.
— бог северного ветра, сын Астрея и Эос, брат Зефира и Нота, отец Бореадов (Калаида и Зета). Однажды, проносясь над Аттикой, Борей увидал Орифию и полюбил ее. Напрасно он просил прекрасную девушку стать его женой. Отказал Борею и ее отец Эрихтей. Тогда Борей разгневался на них, ведь все подчинялось его могуществу. Он мог с корнем вырывать деревья, содрогать землю, вздымать огромные волны, а теперь должен униженно молить смертных. Взмахнул Борей могучими крыльями, зашумели вековые леса. Все сокрушая на своем пути, Борей понесся в Афины, схватил Орифию и улетел с ней далеко на север. Так она стала его женой и матерью двух детей: Калаида и Зета. Подобно отцу, Бореады олицетворяли ветры, их действия быстры и стремительны, они участвовали в походе аргонавтов. Борей может превращаться в коня, от брака с эринией и гарпией у Борея лошадиное потомство. Греки изображали бога северного ветра крылатым, длинноволосым и бородатым мужчиной.
Галло
- в греческой мифологии - Гора (ора) весны(«цветущая») — богиня времен года; греки насчитывали сначала два времени года, соответственно были две горы: Галло и гора Карпо. Потом они стали выделять три времени года и, соответственно, трех дочерей Зевса и Фемиды. Эвнанию («благозаконие»), Дике («справедливость»), Эйрену (Ирену, римская Пакс) («мир») — богини времен года и порядка в природе становятся олицетворением порядка в обществе.
Яркую характеристику богинь дает следующий посвященный им гимн:
Оры, о дщери богини Фемиды и Зевса владыки!
Вы, Евномия и Дика с Эйреной, счастливые много!
Вешние и луговые, святые, в цветах бесконечных,
Благоухаете, пёстрые, вы ароматом -цветечюлм,
Ходите кругом, прелестные ликом и юные вечно,
Соткан из множества разных цветов ваш пеплос росистый.
Вы с Персефоной святой играете вместе в ту пору,
Как возвращают богиню на свет Хариты и Мойры,
Пляску ведя круговую свою, на радость Завсу.
Вы здесь » Под небом Олимпа: Апокалипсис » Елисейские поля » Боги древней Греции