- А я дракон, – хотел бы услышать этот пирожок с начинкой героя, но.. не услышал. В жизни драконы все же отличаются от сказочных чудовищ. В жизни драконы наскоро заматывают саднящую руку носовым платком и совершенно игнорируют трепетные детские сердца, заманчиво частящие в костяной клеточке. В жизни драконы зубами затягивают узелок и настойчиво подталкивают несостоявшегося убивца к движению по улице вперед. В жизни голодные драконы ворчливы:
- Прекрасно, юноша, что вы вспомнили свое имя. Если вы еще осознаете свой возраст и положение - я буду счастлив за вас до конца недели. Идемте.
С "Калимэра", как, впрочем, со многим другим в старой части города, у Юклида была связана своя история, бурные отголоски которой настигли прямо с порога. Отголоскам было четырнадцать весен от роду и они с протяжным "Уиииии, дядя Юша пришел!" висели у него на шее и натурально дрыгали голенастыми, голыми по жаре ногами, не забывая профилактически посылать заинтересованные взгляды змеиному спутнику, весьма эффектному в своем черном строгом костюме и измазанной кровью щекой посреди демократично круглых столов интерьера середины шестидесятых. "Отголоскам" было едва за пятьдесят, полнотелым и громогласным, ярким ситцем выплывшем из дверей кухни, сильными руками матери радушно обнявших обоих пришедших, а кого-то даже вкусно расцеловавших в обе холодные щеки. У "отголосков" было белое сукно нижней скатерти, зеленое верхней, тусклая настольная лампа, крытая цветным шелком платка, и стояли эти неприкосновенные "отголоски" в самом уютном темном углу, где гости могли и вдоволь побеседовать и не давить на уши дужками темных очков. "Отголоски" эти висели на противоположной стене, среди сонма других фотографий семьи владельцев, любимых посетителей и пейзажей окрестностей за все время существования ресторана, сделаны они были в пятьдесят седьмом году и запечатлели, уже немного выцветшие, патриарха-основателя "Калимэра" и "дорогого друга", с легко узнаваемыми чертами лица, если допустить, что и через пятьдесят лет кто-то может не измениться ни на йоту, за добросовестным распилом несусветных объемов бревна. "Отголосками" было без требования выставленный на кружево салфетки запотелый графин темно-бордового, почти черного холодного гранатового вина, пара бокалов, без учета, что некоторые еще не выглядят на разрешенные двадцать один и теплое влажное полотенце, принесенное специально для умывания этих "некоторых". Новым веянием в знакомой истории стал человек, вином угощающий.
- Йоргос Папазоглу. Гражданский муж Айолы.
- Юклид Натхайр. Старый друг семьи.
- Знаю, Айола много о вас рассказывала.
- Много странного, полагаю?
- Не без этого. «Должен остаться только один» и страстный любитель магиритцы?
- Оу. Вы знаете про меня все. Так как? Найдется у вас две порции самой вкусного в этой части Греции супа?
- К сожалению, нет. Летом это блюдо не пользуется особым спросом, а в наше тяжелое время...
- Резать баранов на потроха не целесообразно, если они не в парламенте. Понимаю. Что предложите?
- Из первых блюд есть факес, есть котосупа, есть псаросупа...
- Что угодно, кроме рыбного... Дерек, закажешь что-нибудь?
Вино в бокалах светлее не стало и черные глаза с безучастного лица смотрели без злой зелени, да и не видел Йоргос этих больных болотных огней никогда, но отчего-то ему стало неуютно и захотелось как можно скорее вернуться в душную кухню. Погреться. Поджаркой на сковороде оставить посетившее ощущение ошибки.
Змей рассматривал зал.
Ранняя весна сорок третьего года. Госпиталь. На серой койке под серыми простынями серый мальчишка без левой ноги. Серые губы и серые проваленные от боли глаза. Серый горячечный шепот.
- .. когда все это закончится, слышишь, ты обязательно должен прийти к нам домой. Знаешь, моя мама готовит самый вкусный на свете пасхальный суп. Я хочу чтобы ты его попробовал, он готовится по очень старому рецепту... мы соберемся всей семьей, как раньше, и мама разольет по тарелкам магиритцу... только тогда я смогу поверить, что все это прошло... Обещаешь?
- Обещаю, Тэо. Ты же знаешь, поесть я всегда горазд.
Пасха сорок седьмого. Вместо баранины тощий жилистый заяц - невиданное богатство! - и совершенно пустой бульон. За столом из шестерых детей только искалеченный Тэодорас и приемная девочка Ирис. Остальных нет и уже не будет. А седая женщина все равно умеет улыбаться и добавлять в трапезу самую бесценную в мире приправу - пожелание добра.
- Ну и? Я же говорил? Ты ел магиритцу вкуснее?
- Никогда, Тэо.
- Вот! Клянусь, Юклид, в этом доме для тебя всегда найдется тарелочка супа. Пока я жив, пока дом стоит, клянусь!
- Ай, Тэо, стерегись. Я тебя за язык не тянул...
- Не смейся! Хочешь кровью поклянусь?!
- Ай, Тэо...
Молодое гранатовое вино кислое, с едва уловимой горчинкой, нековарно-хмельное, на кровь человеческую не похожее вовсе.
- Знаете ли, молодой человек, боги очень суровы в своем консерватизме. Допустим, вы из года в год приносите в жертву своему идолу, скажем, черного петуха. Так вот, если по какой-то прихоти вы замените его на белую курицу или, пусть щедрее, ягненка, будьте уверены - ваш бог этому не обрадуется. Петуха и ягненка - пожалуйста, но ни в коем случае, не лишайте его привычной требы, не проявляйте такого явного наплевательства на божественные привычки. Боги за это обычно мстят, - он поднялся навстречу вышедшей с кухни женщины, но проигнорировал исходящий сытным духом и золотом гренок поднос в ее руках, бросил на скатерть и плату за неподанный ужин и чаевые, - Оставь, Айола, мы уходим. Я стал слишком большой роскошью для этого дома.
И действительно ушел, не оглянувшись, отринув разом более чем полувековое гостеприимство.
В жизни драконы куда более жестоки, чем их сказочные прототипы. Они могут позволить себе не прятаться за ширмой мнимой любезности и не играть в приличия, если им того не охота.
- Итак, юноша, есть ли у вас враги, которых можно съесть?
Отредактировано Euclid (09.01.2015 22:22:15)